В конце прошлого года «Роснано» решилось подвести первые итоги проекта «Инновационные дороги», по планам которого в 2012 году построены тестовые автострады в Татарстане и Рязанской области, переделана часть улицы в центре Москвы. Создатели проекта заложили множество интересных и сомнительных нововведений, особняком от которых стоит решение возводить эстакады на основе фибробетона. Ведь все пилотные участки пути находились под наблюдением и показали отличную устойчивость к высоким нагрузкам.
Изначально в целях проекта значились следующие пункты: сокращение потребляемой для обслуживания путей энергии в 10-15 раз, уменьшение массы в 3 раза и увеличение долговечности всех конструкций в 3-5 раз. Положительный результат достигнут прежде всего в последнем пункте, хотя назвать инновациями базальтовую и стеклопластиковую арматуру довольно сложно, а фиброволокно давно нашло применение в строительстве. Это хорошо изученные технологии, дающие гарантированный результат:
Об окончательных результатах проекта говорить рано, но промежуточные результаты дают повод к размышлению. Включение в состав бетона фиброволокна и стеклопластика демонстрирует множество преимуществ и возможностей современных технологий, однако в «Инновационных дорогах» немало слабых пунктов, мешающих разглядеть достигнутый результат.
Использование солнечных модулей для зарядки светодиодной подсветки дорожных знаков хоть и снизило потребление энергии, но в российских реалиях выглядит крайне сомнительным решением. То же можно сказать о добавлении в бетон переработанных покрышек. В отличие от этих нововведений стеклопластиковая арматура прошла многократную проверку временем, а её растущая популярность и снижающаяся цена дают определённую надежду на то, что время реальных решений в России придёт на смену теоретическим инновациям.
Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности